Камни на острие моды
Драгоценные камни и самоцветы — это те вечные ценности, которые существовали, и будут существовать всегда. Каждому из этих кусочков минералов много веков, в течение которых мода на тот или иной камень многократно менялась, в то же время удивительным образом оставаясь неизменной. Не стало исключением и наше время — как и всегда, украшение с натуральными камнями является неотъемлемым аксессуаром гардероба. Но стиль украшений сильно изменился в сравнении с модой прошлого века, ведь ювелиры постоянно находятся в поиске новых решений.
Уже несколько лет наблюдается интересная тенденция — самые известные ювелирные Дома и Дома моды обращаются от «стандартных» бриллиантов и рубинов к менее дорогим камням — бирюзе, нефриту, кораллам, ониксу, кварцам, аметисту, цитрину, опалам. Их сочетают с золотом или серебром, «нетрадиционными» прозрачными камнями — такими как перидот, морганит, хризопраз, турмалин. Буйство красок и растительные мотивы, прочно утвердившиеся в одежде, требуют соответствующих украшений — строгие бриллиантовые колье сегодня остались лишь для официальных приемов, а великосветские львицы вовсю щеголяют разноцветными украшениями.
У моды на цветные полудрагоценные камни есть и другие причины — прежде всего это популярность этнического стиля. Африканские, индийские, китайские мотивы требуют соответствующих «национальных» камней, тех самых, что были в моде много веков назад. Этнический стиль ввел в моду многослойные бусы и мониста из самоцветных камней, которые носят помногу и одновременно. Вторая причина — это стремление к натурализму во всем, использованию естественных и недорогих материалов, охватившее Запад вместе с возникшей экологической ответственностью. Самоцветные камни кажутся гораздо ближе к природе, чем тщательно ограненные рубины или изумруды. Третья причина — это мода на укрупненность во всем. Массивные кольца с 50-каратными камнями, многоярусные бусы с крупными бусинами было бы трудно сделать из бриллиантов — стоимость такого изделия откровенно зашкаливала бы, к тому же слишком большие драгоценные камни начинают казаться стекляшками. Кроме того, одной из наиболее стойких тенденций уже несколько сезонов остается винтаж — стиль «бабушкиного сундука», который подразумевает массивные украшения из серебра с крупными камнями (коралл, бирюза, малахит), украшения в состаренном стиле с бирюзой, аметистом или опалом.
Один из самых актуальных сегодня камней — это бирюза. Моду на бирюзу ввел четыре года назад Фаваз Груози, хозяин ювелирного Дома De Grisogono. Груози смело использует бирюзу в украшениях класса high jewellery, сочетая ее с невероятно дорогими сапфирами и бриллиантами.
30-каратную бирюзу выбрал для золотого кольца из коллекции Luce и Pasquale Bruni. Активно используют бирюзу дома Cartier и ювелир Стефен Вебстер. Популярность камня имеет исторические корни — украшения с бирюзой находили в гробницах египетских фараонов, вождей американских индейцев, персидских шахов. Сегодня небесно-голубой камень ценим и за уникальные внешние данные, и за налет старины, который делает бирюзу прекрасным материалом для украшений в модных сейчас этнических и винтажных стилях.
Аметист — полудрагоценный камень прекрасного сиренево-фиолетового оттенка, который в ювелирных коллекциях последних лет прочно занял одну из главенствующих позиций. Крупные аметисты использует в своих уже ставших классикой жанра коктейльных кольцах Дом моды Louis Vuitton. Очень любит аметист известный Дом Cartier — камень появляется в популярной коллекции Delices de Goa вместе с бюрюзой и кораллами и в минималистических кольцах Tank. Камень был популярен издревле — в средние века в Европе он не уступал по стоимости бриллианту, будучи украшением богатых вельмож и видных церковных деятелей.
Цитрин — золотистый прозрачный камень, который стал сегодня частым спутником аметиста в ювелирных коллекциях, тем более что оба они являются разновидностями кварца. Его, как правило, используют в качестве крупных вставок в кольцах. Цитрин был особенно любим на Руси — девушки носили бусы из цитрина, считая, что они охранят от сглаза и порчи.
Горный хрусталь стал частым гостем у самых известных ювелиров, хотя раньше служил обычно лишь материалом для парадной посуды. Впрочем, все новое — это хорошо забытое старое, потому что до 20-го века из горного хрусталя делали не только предметы интерьера, но и украшения. Сейчас он используется и как отдельная вставка, и как фон для бриллиантов или цветных камней. Например, знаменитые украшения Chopard с плавающими бриллиантами оттеняет именно хрусталь. А компания H. Stern выпускает мегакольца со вставкой из 100-каратного горного хрусталя.
Коралл, по сути, не является самоцветом — это окаменелые останки живых организмов, однако еще со времен античности красные и белые кораллы были популярным материалом для ювелирных украшений. Сегодня камень вернулись в моду — начало положил Дом моды Christian Dior, который выпустил коллекцию Milly la foret — кольца с разноцветными коралловыми вставками, вырезанными в виде розочек. Дом de Grisogono использовал редкие светло-розовые кораллы для единственных в своем экземпляре серег high jewellery. Актуальны и крупные бусы из коралла — так, Дом моды Oscar de la Renta предлагает в качестве дополнения к коллекциям одежды массивные, грубовато сделанные ожерелья из больших кусков красного коралла в сочетании с латунными бусинами.
Стремление к естественности и внедряемый повсеместно эко-стиль привели, в сочетании с этническими мотивами, к появлению в ювелирном деле нетрадиционных материалов — латуни, дерева, меха, кости, перламутра, кожи. Конечно, истоки снова лежат в далеком прошлом — например, бронзовые украшения пользовались популярностью еще во времена варварских набегов на Рим, керамические расписные бусы носили древние египтяне, а украшения из кости, кожи, перьев и раковин делали атцеки и инки. А сегодня Дом моды Celine предлагает крупные бусы из дерева, а Oscar de la Renta создал ожерелье из перьев и перламутра в духе американских индейцев. Самый известный ювелир, создающий украшения с органическими элементами — это Gilbert Albert. Он сочетает золото и серебро с такими экзотическими материалами, как панцири насекомых, дерево, сухие цветы. Используются преимущественно полудрагоценные камни — кварц, нефрит, агат, жемчуг, лунный камень, аметист, хризоколла, коралл, пирит. Интересно, что вставки можно менять по желанию — к каждому изделию прилагается несколько вариантов вставок.
Вместе с этническими материалами в высокую моду возвращается серебро, долгое время считавшееся «бюджетным вариантом». Безусловно, виной тому поднадоевший блеск желтого золота — сначала стало популярным белое золото, а за ним последовало молочно-белое серебро, внешне практически ничем от него не отличающееся. Из серебра в сочетании с бриллиантами и рубинами Стефен Вебстер делает коллекцию, предназначенную для рок-музыкантов. Джон Харди, мастерская которого расположена на о. Бали, использует преимущественно серебро для создания украшений в духе индийской антикварной этники. Серебро обладает неким таинственным романтическим ореолом, который делает металл идеальной оправой для украшений в духе ностальгии.
Мода, как известно, циклична, поэтому нет ничего удивительного в возвращении к истокам ювелирного искусства. Современные технологии в сочетании с художественными канонами древности превращают с детства знакомые камни в удивительные произведения искусства, в которых не стыдно показаться в любом обществе. Так, если вы пока не можете позволить себе приобрести украшение от всемирно известного ювелира, то вы вполне способны приобрести похожую, но менее дорогую вещицу. Преимущество моды на полудрагоценные камни в том, что нет необходимости приобретать подделки — по таким украшениям трудно определить цену, поэтому в бусах или серьгах из серебра со вставками из бирюзы или коралла вы смело можете пойти и на великосветский прием, и на приватную вечеринку. Избыточный бриллиантовый блеск оставьте на потом — сегодня мы носим те же украшения, что носили римские патриции, египетские фараоны и китайские императоры.